Выставка «Всегда Зоя. Выставочный роман», приуроченная к столетию писательницы Зои Богуславской

16 апреля 2024 Зоя Богуславская — писатель, драматург и муза поэта Андрея Вознесенского — отметила свой 100-й день рождения. В день рождения идейного вдохновителя Центра Вознесенского в пространстве музея на Большой Ордынке открылась масштабная юбилейная экспозиция «Всегда Зоя. Выставочный роман», рассказывающая о большом творческом пути Зои Борисовны, ее жизни, проектах и путешествиях. Кураторы выставки — Диана Джангвеладзе и Елизавета Спиваковская, художник-архитектор — Алексей Трегубов.

Искусство и культура 6+

Экспозиция, выстроенная согласно принципу обратной хронологии, рассказывает о жизни Зои Богуславской, ее творческом пути и воспоминаниях о знакомствах с ключевыми фигурами в истории XX века: Марком Шагалом, Аркадием Райкиным, Хулио Кортасаром, Артуром Миллером, Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким, Михаилом Барышниковым и многими другими. 

Выставка начинается с блока, посвященного истории Центра Вознесенского и наиболее важным проектам, которые были осуществлены за шесть лет его работы. Созданный силами Зои Борисовны и ее сына, Леонида Богуславского, Центр располагается на Большой Ордынке в особняке XIX века, являющемся памятником архитектуры. Место было выбрано неслучайно — именно в Замоскворечье Андрей Вознесенский провел свое детство, а неподалеку, в Лаврушинском переулке, произошла его знаменательная встреча с Борисом Пастернаком. 

События жизни Зои Богуславской, длиною в целый век, разворачиваются перед зрителем в виде выставочного романа, единой документально-художественной экспозиции, состоящей из художественных произведений, материалов из семейного архива и уникальных арт-объектов, созданных автором выставки Алексеем Трегубовым специально для выставки. Это и инсталляция, вдохновленная поэмой Вознесенского «Оза», которая была посвящена Зое Борисовне, и образ лестницы из их дома в Переделкино, спроектированной по ее просьбе в конце жизни поэта, когда ему стало сложно передвигаться, и инсталляция в виде салона самолета, отсылающая зрителя к многочисленным путешествиям. О времени, когда Зоя Борисовна входила в Шестое объединение писателей и киноработников Мосфильма, рассказывает следующий зал через призму истории о том, как ей удалось помочь Андрею Тарковскому отстоять у цензоров фильм «Андрей Рублев», а тяжелые военные годы показаны через обстановку эвакуационного госпиталя, где она работала.

На минус первом этаже Центра расположен таймлайн, последовательно повествующий о яркой жизни Зои Борисовны: от истории семьи к центральным событиям, рабочим проектам и людям, с которыми ее соединила профессиональная деятельность и многолетняя дружба. Эта часть выставки основана на документах из личного архива Зои Борисовны Богуславской. 

В рамках выставки состоится большая публичная программа. Подробная информация и расписание событий будут доступны на сайте и в соцсетях Центра Вознесенского совсем скоро.

Алексей Трегубов, автор выставки:
«Это наше совместное поэтическое высказывание об удивительной жизни Зои Борисовны. Мы сознательно отказались от линейного повествования. Хотелось, чтобы зритель отправился в некое метафизическое путешествия через ассоциативные ряды, которые мы выстроили с помощью художественных работ и инсталляций, созданных специально для этого проекта».

Зоя Богуславская — советский и российский прозаик и эссеист, театральный и литературный критик. Автор культурных проектов в России и за рубежом. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2019), почетный член РАХ.

Зоя Богуславская родилась 16 апреля 1924 года в Москве. Выбор профессии определило детское увлечение театром и литературой: еще в школе Зоя начала писать тексты для драмкружков и литературных вечеров.

В 1948 году Зоя Богуславская окончила театроведческий факультет Государственного института театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС), а затем аспирантуру Института истории искусства Академии наук СССР. После защиты диссертации она работала редактором в издательстве «Советский писатель», читала лекции в Московском высшем театральном училище, заведовала отделом литературы в комитете по Ленинским и Государственным премиям. Начав свой творческий путь как театральный критик и редактор кино, впоследствии Зоя Богуславская получила известность как писатель новой волны.

В конце 1950-х годов она приобрела известность статьями о театре и кино; в тот же период были опубликованы ее монографии о Леониде Леонове и Вере Пановой. В 1967 году Зоя Богуславская дебютировала в литературе с повестью «И завтра», опубликованной в журнале «Знамя», которая сразу же была переведена и издана во Франции. В начале 1970-х годов прозаические произведения Богуславской печатаются в журналах «Новый мир», «Знамя», «Юность». Большим читательским интересом пользовались ее книги «700 новыми», «Защита», «Наваждение», «Близкие». Перу писательницы принадлежат также две театрализованные «повести в диалогах» — «Контакт» (Театр имени Евг. Вахтангова) и «Обещание» (в процессе репетиции во МХАТе спектакль был запрещен). 

Творчество Зои Богуславской неизменно вызывало острый интерес, вокруг ее книг развертывались дискуссии, многие из них в свое время запрещались цензурой. Основные произведения неоднократно переиздавались и переводились на французский, итальянский, английский, японский и многие другие языки мира.

Широко известен цикл эссе Зои Богуславской «Невымышленные рассказы» о встречах с самыми разными деятелями российской и зарубежной культуры — Марком Шагалом, Аркадием Райкиным, Хулио Кортасаром, Верой Пановой, Леонидом Леоновым, Михаилом Рощиным, Артуром Миллером, Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким, Михаилом Барышниковым, Натали Саррот, Лайзой Минелли, Брижит Бардо и другими.

В 1964 году Зоя Борисовна вышла замуж за поэта Андрея Вознесенского. Их брак продлился 46 лет, вплоть до смерти Вознесенского 1 июня 2010 года. В память о нем Зоя Богуславская и ее сын Леонид учредили Фонд имени поэта Андрея Вознесенского и премию «Парабола», названную по одноименному стихотворению поэта, опубликованному в 1960 году. 

В 1960-е годы Зоя Богуславская стала создателем Ассоциации женщин-писателей в России, затем Международной ассоциации женщин-писателей в Париже. Зоя Богуславская владеет английским, немецким и французским языками. Она неоднократно выступала в университетах и на форумах в США, Франции  и Великобритании, участвовала в книжных ярмарках (Франция, Испания, Германия, Великобритания и др.). Работала приглашенным писателем в Колумбийском университете в Нью-Йорке.

В 1992 году по проекту Зои Борисовны Богуславской была учреждена первая в России независимая премия «Триумф» во всех видах искусства, в жюри которой вошли выдающиеся деятели культуры и одноименный фонд. 

Зоя Богуславская, идейный вдохновитель Центра Вознесенского:
«Считаю, что ум у меня вполне сохранился, особенно, когда что-то касается решений быстрых — «как вырулить» из какой-то сложности. Пока держусь крепко. Что будет дальше — мне неведомо. Жизнь моя всегда была веселая, нарядная и счастливая, мне всегда помогало чувство юмора. Многие меня спрашивают, что ты делаешь все время,  раз одна дома живешь? Я отвечаю — думаю! И все делаю сама!»

 

Поделиться:

88 дней назад
16 апреля 13:00 — 25 августа 21:00

Москва
Большая Ордынка, 46, стр. 3
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов