Экспозиция, выстроенная согласно принципу обратной хронологии, рассказывает о жизни Зои Богуславской, ее творческом пути и воспоминаниях о знакомствах с ключевыми фигурами в истории XX века: Марком Шагалом, Аркадием Райкиным, Хулио Кортасаром, Артуром Миллером, Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким, Михаилом Барышниковым и многими другими.
Выставка начинается с блока, посвященного истории Центра Вознесенского и наиболее важным проектам, которые были осуществлены за шесть лет его работы. Созданный силами Зои Борисовны и ее сына, Леонида Богуславского, Центр располагается на Большой Ордынке в особняке XIX века, являющемся памятником архитектуры. Место было выбрано неслучайно — именно в Замоскворечье Андрей Вознесенский провел свое детство, а неподалеку, в Лаврушинском переулке, произошла его знаменательная встреча с Борисом Пастернаком.
События жизни Зои Богуславской, длиною в целый век, разворачиваются перед зрителем в виде выставочного романа, единой документально-художественной экспозиции, состоящей из художественных произведений, материалов из семейного архива и уникальных арт-объектов, созданных автором выставки Алексеем Трегубовым специально для выставки. Это и инсталляция, вдохновленная поэмой Вознесенского «Оза», которая была посвящена Зое Борисовне, и образ лестницы из их дома в Переделкино, спроектированной по ее просьбе в конце жизни поэта, когда ему стало сложно передвигаться, и инсталляция в виде салона самолета, отсылающая зрителя к многочисленным путешествиям. О времени, когда Зоя Борисовна входила в Шестое объединение писателей и киноработников Мосфильма, рассказывает следующий зал через призму истории о том, как ей удалось помочь Андрею Тарковскому отстоять у цензоров фильм «Андрей Рублев», а тяжелые военные годы показаны через обстановку эвакуационного госпиталя, где она работала.
На минус первом этаже Центра расположен таймлайн, последовательно повествующий о яркой жизни Зои Борисовны: от истории семьи к центральным событиям, рабочим проектам и людям, с которыми ее соединила профессиональная деятельность и многолетняя дружба. Эта часть выставки основана на документах из личного архива Зои Борисовны Богуславской.
В рамках выставки состоится большая публичная программа. Подробная информация и расписание событий будут доступны на сайте и в соцсетях Центра Вознесенского совсем скоро.
Алексей Трегубов, автор выставки:
«Это наше совместное поэтическое высказывание об удивительной жизни Зои Борисовны. Мы сознательно отказались от линейного повествования. Хотелось, чтобы зритель отправился в некое метафизическое путешествия через ассоциативные ряды, которые мы выстроили с помощью художественных работ и инсталляций, созданных специально для этого проекта».
Зоя Богуславская — советский и российский прозаик и эссеист, театральный и литературный критик. Автор культурных проектов в России и за рубежом. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2019), почетный член РАХ.
Зоя Богуславская родилась 16 апреля 1924 года в Москве. Выбор профессии определило детское увлечение театром и литературой: еще в школе Зоя начала писать тексты для драмкружков и литературных вечеров.
В 1948 году Зоя Богуславская окончила театроведческий факультет Государственного института театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС), а затем аспирантуру Института истории искусства Академии наук СССР. После защиты диссертации она работала редактором в издательстве «Советский писатель», читала лекции в Московском высшем театральном училище, заведовала отделом литературы в комитете по Ленинским и Государственным премиям. Начав свой творческий путь как театральный критик и редактор кино, впоследствии Зоя Богуславская получила известность как писатель новой волны.
В конце 1950-х годов она приобрела известность статьями о театре и кино; в тот же период были опубликованы ее монографии о Леониде Леонове и Вере Пановой. В 1967 году Зоя Богуславская дебютировала в литературе с повестью «И завтра», опубликованной в журнале «Знамя», которая сразу же была переведена и издана во Франции. В начале 1970-х годов прозаические произведения Богуславской печатаются в журналах «Новый мир», «Знамя», «Юность». Большим читательским интересом пользовались ее книги «700 новыми», «Защита», «Наваждение», «Близкие». Перу писательницы принадлежат также две театрализованные «повести в диалогах» — «Контакт» (Театр имени Евг. Вахтангова) и «Обещание» (в процессе репетиции во МХАТе спектакль был запрещен).
Творчество Зои Богуславской неизменно вызывало острый интерес, вокруг ее книг развертывались дискуссии, многие из них в свое время запрещались цензурой. Основные произведения неоднократно переиздавались и переводились на французский, итальянский, английский, японский и многие другие языки мира.
Широко известен цикл эссе Зои Богуславской «Невымышленные рассказы» о встречах с самыми разными деятелями российской и зарубежной культуры — Марком Шагалом, Аркадием Райкиным, Хулио Кортасаром, Верой Пановой, Леонидом Леоновым, Михаилом Рощиным, Артуром Миллером, Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким, Михаилом Барышниковым, Натали Саррот, Лайзой Минелли, Брижит Бардо и другими.
В 1964 году Зоя Борисовна вышла замуж за поэта Андрея Вознесенского. Их брак продлился 46 лет, вплоть до смерти Вознесенского 1 июня 2010 года. В память о нем Зоя Богуславская и ее сын Леонид учредили Фонд имени поэта Андрея Вознесенского и премию «Парабола», названную по одноименному стихотворению поэта, опубликованному в 1960 году.
В 1960-е годы Зоя Богуславская стала создателем Ассоциации женщин-писателей в России, затем Международной ассоциации женщин-писателей в Париже. Зоя Богуславская владеет английским, немецким и французским языками. Она неоднократно выступала в университетах и на форумах в США, Франции и Великобритании, участвовала в книжных ярмарках (Франция, Испания, Германия, Великобритания и др.). Работала приглашенным писателем в Колумбийском университете в Нью-Йорке.
В 1992 году по проекту Зои Борисовны Богуславской была учреждена первая в России независимая премия «Триумф» во всех видах искусства, в жюри которой вошли выдающиеся деятели культуры и одноименный фонд.
Зоя Богуславская, идейный вдохновитель Центра Вознесенского:
«Считаю, что ум у меня вполне сохранился, особенно, когда что-то касается решений быстрых — «как вырулить» из какой-то сложности. Пока держусь крепко. Что будет дальше — мне неведомо. Жизнь моя всегда была веселая, нарядная и счастливая, мне всегда помогало чувство юмора. Многие меня спрашивают, что ты делаешь все время, раз одна дома живешь? Я отвечаю — думаю! И все делаю сама!»
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.